Среди многообразия нарушений речи при чтении вслух и письме наиболее часто встречающимися являются оптические дислексия и дисграфия. Данные нарушения могут явиться результатом действия различных вредоносных факторов в пре- и постнатальный период развития плода и ребенка, что может привести к задержке в формировании определенных функциональных систем, участвующих в обеспечении процессов чтения и письма.
У детей с общим недоразвитием речи неполноценная речевая деятельность оказывает влияние на формирование таких психических процессов как восприятие, внимание, память. Несформированность основных предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с нарушением речи может быть выявлена еще в дошкольном возрасте, а проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств или же резко снизит степень их выраженности.
Оптическая дислексия проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв. Чаще всего смешиваются:
• буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В-З, Д-Л. Ъ-Ь)
• буквы, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г, Р-Ь, Х-К, П-Н-И) .
При этом виде дислексии может наблюдаться зеркальное чтение.
Оптическая дислексия связана с несформированностью зрительно-пространственных функций:
• Зрительного гнозиса:
- Ориентации в семе тела и в окружающем пространстве
- Пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и о их расположении в пространстве по отношению друг к другу). Их узнавание и воспроизведение в рисунках и в отражённой речи
- Зрительно-пространственные ориентировки (изучение конструктивного праксиса, изучение графической деятельности)
- Понимания сложных логико-грамматических конструкций
• Зрительного анализа и синтеза
А так же:
• Величиной зоны бокового зрения, определяющей количество букв и слов, которые ребёнок может одновременно воспринять. Узкая зона бокового зрения препятствует быстрому и правильному чтению
• Недостаточностью внимания, то есть способностью отбирать нужную информацию и отбрасывать лишнюю, а именно:
1. Недостаточной концентрацией и устойчивостью
2. Недостаточной избирательностью
3. Недостаточной произвольностью
4. Недостаточным объёмом и распределением
• Низким уровнем самоконтроля и саморегуляции, который мешает ребёнку управлять собственной деятельностью. Ему сложно подчинить свои желания требованиям, сосредотачивать внимание, запоминать информацию, прилагать волевое усилие для выполнения интересных или однообразных заданий
• Индивидуально-типологическими особенностями
Причиной возникновения оптической дисграфии является несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.). Определив вид нарушений процесса письма, вы можете наметить основные направления работы с ребенком.
Оптическую дисграфию подразделяют на литеральную, которая проявляется в трудностях воспроизведения даже изолированных букв, и вербальную, при которой воспроизведение изолированных букв сохранено, однако при написании слов имеются искажения, замены, смешения графически сходных букв, контекстуальные влияния соседних букв на воспроизведение зрительного образа буквы.
Очень близко к оптической находится и одна из разновидностей дисграфий – моторная (или кинетическая), связанная с нарушением связи моторных образов слов с их звуковыми или зрительными образами, чаще всего эти дисграфии дополняют друг друга или могут существовать независимо.