Театрализованная деятельность в работе логопеда используется как средство всестороннего развития личности ребенка – логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах.
На практике можно использовать следующие виды театральной деятельности:
• Музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
• Художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
• Театрально-игровая деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).
Применение театрализованной деятельности как средства коррекции эмоциональной коммуникативной сферы детей с задержкой психического развития оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной экспрессивности, экспрессивной речи, воображения.
Развитие адаптивного процесса общения повышает эффективность коррекции: коммуникативные сферы, формирования основ образного мышления на этапе подготовки детей к процессу обучения в школе.
Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение – побуждение, обращение – вопрос, обращение — сообщение); овладение «схемой беседы», усвоение способов невербального (неречевого) общения; развитие связной диалогической речи.
Все это красноречиво свидетельствует об эффективности использования театрализованной деятельности в коррекции эмоционально – личностной, речевой, коммуникативной сферы у детей с задержкой психического развития.
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи:
• ориентирование в пространстве;
• развитие речи, построение диалога;
• развитие отдельных групп мышц;
• развитие психических процессов;
• воспитание нравственно-эстетических качеств.
Ритмопластика – комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи:
• развитие координации движений;
• развитие мышечной памяти и пластики;
• развитие воображения;
• развитие музыкальной реакции и чувства ритма.
Культура и техника речи – игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи:
• развитие речевого дыхания, артикуляции, дикции, интонации;
• развитие связной речи, творческой фантазии;
• учить сочинять небольшие рассказы, сказки, подбирать рифмы;
• пополнять словарный запас;
Основы театральной культуры – знакомство учащихся с элементарными театральными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства; основы актёрского мастерства; культура зрителя).
Задачи:
• познакомить детей с театральной терминологией, основными видами театрального искусства;
• воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем – знакомство с пьесой, сказкой; работа над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля, использование авторских пьес, создание своих.
Задачи:
• учить сочинять этюды по детским произведениям;
• развитие навыка действовать с воображаемым предметом;
• учить детей показывать интонацией, голосом, мимикой характер героя;
• пополнять словарный запас.
Элементы театральной деятельности позволили сделать индивидуальные занятия и уроки более интересными, познавательными, помогли учащимся быстрее адаптироваться к школьной жизни. Примеры логопедических занятий с этими элементами даны в таблице.
№ | Название игры, вид театральной деятельности, содержание | Задачи, методы, приёмы работы |
1 | Игра «Перелёт птиц» - театральная игра Детям предлагается задавать вопросы по лексической теме, соответствующей уроку. | 1) Учить учащихся правильно задавать вопросы описательного характера. 2) Способствовать эмоциональному раскрепощению через передачу характера персонажа. |
2 | Игра «Повтори как я» - ритмопластика Выбирается последовательность слов: грач, ворона, цапля, воробей Прохлапывание или показ ритмического рисунка слов: по подражанию, затем учащиеся предлагают свои варианты слов и действий. | 1) Работа над дикцией и артикуляцией. 2) Сохранить ритмический рисунок на протяжении всей последовательности. 3) Развитие чувства ритма. 4) Сотворчество. |
3 | Пластические этюды «Слово - не воробей» «Все мы чем-то похожи» - Обыгрывание ситуации, взаимоотношение героев между собой. | 1) Способствовать творческой активности детей. 2) Создание радостного настроения. 3) Развитие умения взаимодействия с партнерами. |
4 | Пальчиковая игра « Умейте задавать вопросы» - театральная игра. Выполнение упражнений для пальцев рук с пропеванием текста. | 1) Развитие мелкой моторики 2) Отработка дикции. 3) Развитие чувства ритма. |
5 | Беседа «Что мы знаем о театре?» - основы театральной культуры | 1) Выяснить знания детей о театре. 2) Познакомить детей с понятиями: сцена, зритель, зрительный зал, антракт, театр. 3) Уточнить правила поведения в театре. |
6 | Артикуляционная гимнастика – техника речи Выполнение артикуляционной гимнастики с проговариванием стихов. Зачитываем басню С. В. Михалкова «Ответ» | 1) Подготовка речевого аппарата, разогрев мышц 2) Работа над развитием мышц щёк, губ, языка. 3) Работа над речевым дыханием. 4) Создание эмоционального настроя на работу. |
7 | Дыхательные упражнения - культура и техника речи «Футбол». Ребенок должен дуть на шарик из лёгкого материала, стараясь загнать его в ворота. «Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек (использование ароматизированных саше). | 1) Развитие мышечной памяти. 2) Развитие речевого дыхания 3) Вызвать интерес к играм. 4) Развитие творческого воображения, чувства вкуса. |
В результате использования на занятиях элементов театральной деятельности дети более уверены в общении с окружающими, речь стала эмоциональна, поставленные звуки проще вводятся в речь. При автоматизации звуков использую в работе проговаривание речевого материала с разной интонацией, эмоциями. Вокальные упражнения помогают работать над силой голоса, его окраской. Игры-драматизации помогают на уроках произношения, т.к. учащимся легче усваивать сложные речевые конструкции (посторенние сложноподчинённых и сложносочинённых предложений, образование сложных слов), дети вносят новые сюжеты в знакомые сказки. Эту работу целесообразно проводить с детьми имеющих лексико-грамматические нарушения и слоговую структуру слов. Очень трудно обогатить словарь детей и ввести его в речь учащихся. Акцентируя внимание учеников на то, что они актёры, и как должен красиво и правильно говорить актёр со сцены, ребята стараются запоминать новые слова, спрашивают значения этих слов, а затем их употребляют в своей речи.